Решение суда о признании права собственности квартиры в порядке приватизации

 

дело № 2-3762/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 октября 2019 года                                  г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи     Гонтаря О.Э.,

при секретаре    Синевой Я.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабенко С. Н. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с названным иском, указывая, что с 20.06.2012 года, в установленном действующим законодательством порядке, его матери Б.Ю.Н. была предоставлена по договору социального найма двухкомнатная <адрес>, общей площадью 64,3 кв.м. на состав семьи из 3-х человек, включая её мужа Б.Н.И. и сына Бабенко С.Н.

Желая приватизировать указанное жилое помещение, истец обратился в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», которое владеет на праве оперативного управления указанным жилым помещением, с заявлением о бесплатной передаче ему в собственность квартиры. Однако заявление истца удовлетворено не было, в ответе на него было рекомендовано обратиться в Департамент имущественных отношений или его территориальное управление. В связи с чем истец обратился в ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, однако до настоящего времени ответ на заявление получен не был.

Вместе с тем, согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. он как член семьи военнослужащего имеет право на безвозмездное получение в собственность вышеуказанной квартиры в соответствии с действующим законодательством. Вселившись в установленном законом порядке в полученную по линии Министерства обороны в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно очередности, квартиру, истец до настоящего времени лишен возможности реализовать свое право на безвозмездное получение её в собственность в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Принимая во внимание, что ранее он не участвовал в приватизации жилых помещений, а его родители Б.Ю.Н. и Б.Н.И. в спорную квартиру не вселялись и не имеют намерения участвовать в приватизации данного жилого помещения, истец полагал, что неопределенность сроков начала приватизации через ФГУ «Западное РУЖО МО РФ» или иные органы МО может привести к нарушению его права на бесплатную передачу в собственность занимаемого жилого помещения государственного жилищного фонда, или создать препятствия в реализации этого права.

На основании изложенного, истец просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение площадью 64,3 кв.м, в том числе жилой площадью 37,7 кв.м, по адресу: <адрес>.

В судебное заседание истец Бабенко С.Н. не прибыл, извещен надлежаще. Представитель истца по доверенности Моргунов И.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддерживал в полном объёме по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что поскольку в указанную квартиру вселился только истец, его родители Б.Ю.Н. и Б.Н.И. в указанной квартире не зарегистрировались и фактически не вселялись в неё, таким образом, добровольно отказались от реализации своих жилищных права в отношении данного жилого помещения, кроме того, Б.Н.И. ранее принимал участие в приватизации жилого помещения, просил передать жилое помещение – вышеуказанную двухкомнатную квартиру в единоличную собственность истца Бабенко С.Н.

Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ надлежащим образом уведомленных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не прибыли, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не заявляли. По аналогичным делам представляли в суд отзывы, в которых против удовлетворения подобных исков не возражали, указывая, что ранее вопросом приватизации жилых помещений, предоставленных военнослужащим и членам их семей, занималось ФГУ «Калининградская КЭЧ района» МО РФ. На основании указания Департамента имущественных отношений МО РФ от 09.11.2010 г. КЭЧ такого права была лишена, в настоящее время КЭЧ ликвидировано, сам Департамент имущественных отношений МО РФ и его территориальные органы также пока не имеют полномочий для заключения договоров передачи жилых помещений в собственность физических лиц. Таким образом, в настоящее время в г. Калининграде не определен уполномоченный орган на передачу жилых помещений в порядке приватизации, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053. По указанным основаниям не имеется возможности заключать договоры приватизации жилого помещения, в связи с чем право истцов может быть реализовано в порядке гражданского судопроизводства, а Министерство обороны РФ в лице Департамента имущественных отношений не возражает против оформления в собственность военнослужащих в порядке приватизации занимаемых ими жилых помещений, при наличии договора социального найма и всех подтверждающих право на приватизацию документов, в том числе в судебном порядке.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела в их совокупности и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.6 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Согласно ст.ст.1,2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

В силу статей 6, 7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Анализ приведенных положений Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» свидетельствует о том, что гражданам, занимающим по договору социального найма жилые помещения в государственном жилищном фонде, не может быть отказано в приобретении данных жилых помещений в собственность бесплатно на условиях, предусмотренных Законом.

В судебном заседании установлено, что Б.Ю.Н. является нанимателем двухкомнатной <адрес>, в соответствии с договором социального найма жилого помещения № 960 от 20.06.2012 г. Указанная квартира была предоставлена Б.Ю.Н. на основании решения жилищной комиссии войсковой части и решения Отдела № 5 (г.Калининград) ФГУ «Западное РУЖО» МО РФ от 19.06.2012 г. № 1689, на состав семьи из трех человек: Б.Ю.Н., её муж Б.Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и её сын Бабенко С. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> является двухкомнатной, площадью всех частей квартиры 69,7 кв.м., общей площадью квартиры 64,3 кв.м., в том числе жилой площадью 37,7 кв.м. Перепланировок и переустройства квартиры не выявлено.

Согласно копии поквартирной карточки квартиросъёмщика в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован только истец Бабенко С.Н. Его родители Б.Ю.Н. и Б.Н.И. в данной квартире по месту жительства не регистрировались.

Таким образом, истец в соответствии с требованиями законодательства РФ занимает жилое помещение: квартиру по адресу <адрес>, на законных основаниях и имеет право на бесплатную передачу занимаемого им жилого помещения в собственность.

Жилое помещение, расположенное в домах, составляющих государственный жилищный фонд, в том числе ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности, подлежит приватизации на основании ст. 2 Закона РФ о приватизации жилищного фонда в РФ. Жилое помещение, по поводу которого возник спор, к категории жилья, приватизация которого исключена законом, не относится.

Истец обращался в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения отдел № 3 города Калининграда», ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, с заявлениями об оформлении договора приватизации занимаемого жилого помещения. Как видно из ответов должностных лиц МО РФ, в заключении договора приватизации занимаемого жилого помещения отказано по основаниям отсутствия у органов военного управления, квартирно-эксплуатационных органов МО РФ полномочий заключать договоры передачи жилых помещений в собственность граждан.

В соответствии со ст. 57, 58 ГК РФ, Приказом Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» федеральное государственное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ реорганизовано путем присоединения к нему, в том числе, ФГУ «Калининградской КЭЧ района» МО РФ, о чем 01.09.2011 г. внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Таким образом, в настоящее время в г. Калининграде не определен уполномоченный орган на передачу жилых помещений в порядке приватизации, предусмотренный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 и указанием Департамента имущественных отношений МО РФ от 09.11.2010 г.

Между тем, отсутствие органа, уполномоченного решать вопрос о передаче занимаемого истцом жилого помещения в собственность в порядке приватизации, лишает последнего возможности реализовать предоставленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию занимаемого жилого помещения в установленном данным законом порядке.

Из имеющихся в материалах дела документов, представленных истцом, следует, что он ранее не участвовал в приватизации жилых помещений на территории РФ, и не является собственником жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации.

Сам наниматель Б.Ю.Н. и ее муж Б.Н.И. не вселившись и не зарегистрировавшись в указанной квартире после заключения договора социального найма, самостоятельно отказались от реализации своего права на жилое помещение, проживание и пользование им, а следовательно, и на участие в его приватизации. Кроме того, Б.Н.И. ранее принимал участие в приватизации жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. № 8, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием, при этом требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нём лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования Бабенко С.Н. о признании за ним права собственности в порядке приватизации на двухкомнатную <адрес>, подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Бабенко С. Н. удовлетворить.

    Признать за Бабенко С. Н. право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную <адрес>, площадью всех частей квартиры 69,7 кв.м., общей площадью квартиры 64,3 кв.м., в том числе жилой площадью 37,7 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2019 года.

Судья                                Гонтарь О.Э.

Судебная практика