РЕШЕНИЕ СОВЕТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ РЕШЕНИЯ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ О СНЯТИИ С УЧЁТА ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

В данном гражданском деле нашими юристами были защищены права гражданина, которого незаконно сняли с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Дело № 2а-185/2018

02 апреля 2018 года                                                                                                                                                                                        г. Советск

 

И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление администрации Советского городского округа Калининградской области от 25.12.2017 г., в части касающейся его снятия с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 части 1 ЖК РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма), обязать администрацию отменить данное постановление в вышеуказанной части и восстановить его на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 28.10.2004 г., составом семьи 1 человек.

Исследовав доказательства по делу, содержащиеся в материалах дела, заслушав объяснения представителей сторон, дав им оценку, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд находит исковые требования И. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплено, что жилое помещение бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов может быть представлено малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Исходя из доказательств, содержащихся в материалах дела, судом установлено, что И. относится к категории ветеранов боевых действий, является ветераном труда, награждён УКАЗОМ Президиума ВС СССР от 03.03.1983 г. орденом «Красная звезда» и также постановлением Правительства Калининградской области от 07.08.2008 г. медалью «Ветеран труда Калининградской области». Эти обстоятельства подтверждены документами.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 – 4 пункта 1 статьи 3 настоящего ФЗ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и, вставшие на учёт до 01 января 2005 года, имеют право на обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего ФЗ, то есть имеют право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета.

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 14 ЖК РФ, а также Закона Калининградской области от 11.07.2005 г. № 632 ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства этих граждан.

В силу части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Статьёй 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Пунктом 1 части1 данной статьи к этой категории отнесены граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Исходя из пункта 6 части 1 статьи 29 и части 1 статьи 30 ЖК РСФСР, действующего до 01 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, учёт которых осуществлялся по месту их жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, проживающие длительное время на условиях поднаёма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Из материалов и объяснений представителей сторон следует, что 28.10.2004 г. И. соответствующим решением администрации г. Советска Калининградской области был принят на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях Советского городского округа Калининградской области составом семьи 1 человек на общем основании и как ветеран боевых действий (на общей очереди и льготной очереди).

На момент постановки И. на учёт он был зарегистрирован по адресу: __________________.

Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности и незаконности решения органа местного самоуправления о снятии И. с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трёх и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и, послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.

Из содержания и мотивировки оспариваемого постановления администрации, материалов дела ни одно из оснований для снятия И. с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, содержащиеся в части 1 статьи 56 ЖК РФ, не усматривается и не установлено судом таких оснований не установлено; не усматривается и не установлено судом обстоятельств, свидетельствующих о том, что И. утратил основания, которые до введения ЖК РФ давали ему право на обеспечение жилым помещением, вследствие которых он был принят на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

 Не представлено стороной административного ответчика доказательства того факта, что в представленных И. в орган местного самоуправления документах содержатся сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием принятия на учёт И. в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также о неправомерности действий должностных лиц органа местного самоуправления, осуществляющего принятие И. на данный учёт при решении этого вопроса.

Действительно, из доказательств в материалах дела усматривается, что И. ___________ зарегистрирован по месту жительства: ______________ в жилом помещении, _________________ был снят с регистрационного учёта по месту жительства по последнему адресу и зарегистрирован п этому же адресу по месту пребывания на срок с _____________________.

Суд считает, что вышеуказанные действия по регистрации административного истца в обозначенных выше жилых помещениях по месту жительства, по снятию с регистрационного учёта и регистрации в жилых помещениях по месту пребывания не свидетельствует о направленности этих действий И. на приобретение им права стоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку сама по себе регистрация по месту жительства (месту пребывания) и её отсутствие таких прав не порождает в силу статей 1 и 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993 г. № 5242-1.

В силу частей 1 и 2 статьи 30 ЖК РФ, пункта 288 ГК РФ гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несёт обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.

И. к членам семьи обозначенных выше собственников приведённых жилых помещений, круг которых определён положениями ГК РФ и ЖК РФ, не относится, в качестве члена семьи этих собственников в жилые помещения не вселялся и членами семей не признавался.

Приведённые выше обстоятельства свидетельствуют о том, что И. не приобрёл самостоятельные наравне с собственниками названных жилых помещений и членами их семей, совместно с ними проживающими, право пользования этими жилыми помещениями.

Судом установлено, что И. не был обеспечен и не обеспечен на настоящее время жилым помещением для проживания на условиях договора социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, и не являлся и является собственником жилого помещения.

Отсутствие регистрации у И. по месту жительства в Советском городском округе Калининградской области также не является бесспорным доказательством того, что И. выехал на место жительства в другое муниципальное образование, при отсутствии данных о том, что И. не проживает в г. Советске Калининградской области, а проживает в другом населённом пункте.

Таким образом, суд считает, что отсутствуют законные основания для снятия И. составом семьи 1 человек с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении.

С учётом норм статьи 227 КАС РФ, придя к выводу о незаконности и необоснованности оспариваемого административным истцом решения администрации Советского городского округа, в целях устранения нарушений прав административного истца И. на обеспечение жилым помещением, административному ответчику необходимо принять решение по вопросу восстановления И. в списках учёта нуждающихся в жилых помещениях.

Суд РЕШИЛ исковые требования И. к администрации Советского городского округа Калининградской области удовлетворить, а именно:

- признать незаконным постановление администрации Советского городского округа Калининградской области от 25.12.2017 г. в части снятия И. с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 части 1 ЖК РФ;

- обязать администрацию Советского городского округа Калининградской области принять решение по вопросу о восстановлении И. с 28.10.2004 г. в списках учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 1 человек.

Судебная практика: